Анализ материально- технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса МБДОУ № 1 сельского поселения «Поселок Этыркэн» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края В МБДОУ № 1 создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию предметно-пространственной среды. Здание детского сада светлое, имеется холодное водоснабжение, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. В групповой ячейке имеются комната для игр, занятий и приема пищи, спальная комната, приемные комната, туалет. Все помещение отделены друг от друга и имеют двери. На первом этаже здания расположены: пищеблок, прачечная, помещение для хранения моющих средств, помещение для хранения продуктов, музыкальный зал, комната сказки, ИЗОстудия, кабинет заведующего, тепловой узел, туалет для персонала. На втором этаже четыре группы: групповые ячейки разновозрастных общеразвивающих групп. Здесь же находится медицинский кабинет, спортивный зал. Группы имеют прогулочные участки, оборудованные и оснащенные теневым навесом. В детском саду имеются: групповые помещения -2 кабинет заведующего - 1 методический кабинет - 1 спортивный зал – 1 музыкальный зал-1 ИЗОстудия -1 комната сказки - 1 пищеблок - 1 прачечная - 1 медицинский кабинет -1 Все кабинеты оформлены и материально оснащены. Групповые комнаты, включающие игровую, познавательную и обеденную зоны оборудованы согласно санитарных правил и нормативов. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. При создании предметно-пространственной среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей. В ДОУ уютно, красиво, удобно и комфортно детям, а созданная развивающая среда открывает воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Организованная в МБДОУ № 1 предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. Сведения о состоянии материально-технической базы ДОУ № п/ п Наименование % обеспеченности 1 Оборудование и сантехника 50 2 Жесткий инвентарь 70 3 Мягкий инвентарь 90 4 Состояние здания 70 5 Состояние участка 70 6 Состояние внутреннего помещения 80 · Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования на 70%. Значительная часть материально-технической базы образовательного учреждения требует постоянного косметического ремонта и обновления. Сведения о состоянии учебно-методической базы МДОУ. № п/ п Наименование % обеспеченности 1 Игрушки 90 2 Музыкальные инструменты 50 3 Предметы декоративно-прикладного искусства 80 4 Картины, репродукции 90 5 Наглядные пособия (коллекции, чучела, муляжи…) 70 6 Детская литература 90 7 Методическая литература 90 Учебно-методическими пособиями детский сад укомплектован на 90%. Задача оснащения предметно-развивающей среды остается одной из главных. Безопасность дошкольной организации обеспечена кнопкой тревожной сигнализации, дежурством сторожей в ночное время, в выходные и праздничные дни. С детьми и персоналом 1 раз в квартал отрабатываются навыки безопасной эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, ежегодно проводится обучение ответственных лиц. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем. Установлена система предупреждения пожаров с автоматическим оповещением пульта пожарной охраны. Материально-техническое обеспечение МБДОУ № 1 включает: № Наименование Оснащение 1 Групповые помещения с отдельными спальнями Групповые помещения оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников, играми и игрушками, физкультурным оборудованием для развития детей по пяти образовательным областям: социальнокоммуникативному, речевому, познавательному, художественно эстетическому, физическому развитию. 2 Коридор детского сада Информационные стенды «Уголок ОТ и ТБ», «Дополнительное образование», «Уголок ГО и ЧС», «Пожарная безопасность», « Осторожно, терроризм!», «Для вас родители», «Уголок заведующего», «Уголок медика», «Информация о МБДОУ» « Уголок питания», картинная галерея детских работ, грамоты и дипломы педагогов и учреждения. 3 Прачечная. Стиральная машина (2), ванна, гладильный стол, электроутюг, стеллажи для чистого и грязного белья (2), стол, водонагреватель. 4 Пищеблок Электроплита, жарочный шкаф, электрическая мясорубка (2), холодильники бытовые (1), холодильная камер (1), стеллаж под посуду, ванна, раковина (2), столы из нержавеющей стали (4), кухонная утварь, водонагреватель. 5 Музыкальный зал Музыкальный центр (1), подборка аудиокассет, музыкальные диски, музыкальные инструменты для детей, детские стульчики, стул для взрослых, атрибуты к играм, декорации к музыкальным мероприятиям, ковер 6 Спортивный зал полка для физкультурного инвентаря, батут, шведская стенка, физкультурное оборудование: массажные дорожки, мячи, скамейка и другой спортивный инвентарь 7 Медицинский кабинет Медицинская документация, ростомер, медицинские весы, медицинский стол, медицинский стул (2), облучатель (1), кушетка, шкаф для медицинского персонала, и другой медицинский инструментарий. 8 Кабинет заведующего Нормативно-правовая база для управления ДОУ, шкаф для документов (3), рабочий стол (4), стул (6), персональный компьютер, принтер (1), сканер (1). 10 Методический кабинет Библиотека методической литературы, нормативная документация, периодики, дидактические пособия для занятий, шкаф книжный, стол рабочий, кресло, стул. 11 Склад продуктовый Стеллаж для хранения продуктов, холодильник, весы бытовые, морозильная камера. 12 Кабинет завхоза Полки для хранения моющих средств, мягкого инвентаря, хранения посуды, шкафы. 13 Территория ДОУ Веранды (2), игровые модули, выносной материал. Организация развивающей среды в нашем детском саду с учетом введения ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы стараемся обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется нами так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. В построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. В соответствии с введением ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда подобрана с учетом принципов еѐ построения. В групповых помещениях созданы различные центры (зоны): искусств, здоровья, познания, грамотности, сюжетно-ролевых. игр и др. Размещение оборудования по центрам (зонам) развития в групповых помещениях позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. В центре экспериментирования имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, м и к р о с к о п , пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Приобрели материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Имеется подборка предметов-заместителей (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах у старших дошкольников имеются различные материалы, способствующие овладению грамотой, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для сюжетно-ролевой игры в школу. В книжном центре имеются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы для рассматривания, наборы открыток. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, постоянно пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Именно требования к условиям развития детей – к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т.п.— наиболее детально прописаны в стандарте. Дошкольный стандарт – это стандарт условий. Мы стараемся выполнять условия, прописанные в ФГОС ДО, насыщая предметноразвивающую образовательную среду ДОУ, для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Для родителей в приемных комнатах оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, расписание образовательной деятельности, информация о теме недели и стихи для разучивания), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества. После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент: 1. Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований. 2. Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы. 3. Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек. 4. При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом). Проблемы по оснащению предметно-пространственной среды: 1. Необходимо более полное оснащение интерактивным оборудованием (мультимедийные проекты, экраны, интерактивные доски, программное обеспечение) 2. Требует обновления музыкальные центры в группах, детские музыкальные инструменты, электромузыкальные инструменты. 3. Оснащение групповых помещений современными пособиями, конструкторами, играми и игрушками нового поколения Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.